Интервью с Кошанской Анжеликой Геннадьевной. Часть 2

koshanskaya1

Дорогие читатели! Сегодня мы представляем вашему вниманию вторую часть интервью с Кошанской Анжеликой Геннадьевной – медицинским психологом высшей категории, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры госпитальной терапии и последипломного образования лечебного факультета Медицинского института ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», доцентом кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», внештатным специалистом по медицинской психологии Министерства здравоохранения Республики Адыгея.

Инна Силенок: Продолжим разговор о Вашей работе – работе медицинского психолога в лечебном учреждении с пациентами страдающими сахарным диабетом второго типа. Я правильно понимаю, что идет командная работа с эндокринологом, терапевтом?

Анжелика Кошанская: Иначе невозможно. Для компенсации диабета нужна команда. Команда – это, прежде всего, пациент, поддержка его родственников, эндокринолог и ряд смежных специалистов при возникновении тех осложнений, которые возникают. Допустим, кардиолог, невролог, нефролог, офтальмолог и так далее. Да, это целая команда. Но все же регулярно пациенту прежде всего необходимо обращаться к эндокринологу. Я всегда рекомендую пациентам стать на учет к определенному доктору, который будет знать все его нюансы течения заболевания. И обязательно рекомендую проходить курс психотерапии, для поддержания своего психического здоровья в нормальном русле.

koshanskaya2

Инна Силенок: Анжелика Геннадьевна, когда Вы говорите «психотерапевт», Вы имеете в виду врача-психотерапевта, который будет медикаментозно лечить, или в данном случае имеете ввиду медицинского психолога?

Анжелика Кошанская: Могут быть разные варианты в зависимости от того, в каком состоянии находится пациент. Если это декомпенсированное течение с наслоением тревожно-депрессивной симптоматики,  где есть необходимость применения фармакотерапии, то тогда будет необходимость обращения к врачу-психиатру, они же и получают специализацию по психотерапии, являясь врачами- психотерапевтами. Ну я сейчас говорила именно о методе психотерапии. То есть психотерапия как способ лечения при помощи психологических методов. И желательно, чтобы люди с сахарным диабетом регулярно посещали сеансы психотерапии. Когнитивно-поведенческий подход подразумевает научение пациента самопомощи и стрессоустойчивости с целью поддержания своего психического здоровья. Но все равно периодические встречи с психотерапевтом необходимы для сохранения психотерапевтического альянса. Традиционно встречи бывают вначале достаточно часто (раз в неделю), потом несколько реже (раз в месяц), но все равно в реабилитационной команде одну из важных ролей играет психотерапевт.

Инна Силенок: Обычно, когда люди обращаются к психологу в каких-то частных учреждениях, то эта работа бывает час, иногда полтора. Как это в формате медицинского учреждения? Медицинский психолог сколько по норме работает с пациентом, который пришел на прием?

koshanskaya5

Анжелика Кошанская: Так как я работаю в стационаре, то мы успеваем оказывать первичную психотерапевтическую помощь и дальше если есть необходимость, то уже переводим на условия амбулаторного приема. В условиях стационара мы ограничены сроками пребывания пациента на койке - в среднем 14 дней, то есть две недели, зато есть возможность принять пациента, в зависимости от его психического состояния, чаще. Например, ежедневно или через день по 60 минут. Это важно, так как помогает вывести из кризисного состояния, в котором очень часто к нам поступают на госпитализацию. В стационаре мы имеем эту возможность. В то же время сталкиваемся с тем, что количество заявок от лечащих врачей с просьбой взять пациентов на психотерапию превышает пропускную способность нашего кабинета. И понятно, что мы обслуживаем не только пациентов с диабетом, но и все остальные отделения. Поэтому, конечно, по возможности пытаемся помочь. Я сторонник индивидуального подхода в  психотерапии. Она очень важна для пациентов именно с сахарным диабетом, потому что им кажется что, если работает группа, то это для всех информация, но не для него лично. И поэтому я начиню с индивидуальной психотерапии, а потом можно включать групповые занятия в Школе сахарного диабета, которая работает в отделении эндокринологии, где проводятся занятия специалистами с целью повышения комплайнса и настроя на соблюдение терапевтического режима. Эндокринолог объяснит, как правильно диету удержать, как правильно принимать сахароснижающие препараты, как правильно ухаживать за телом и другие нюансы. Пациенты имеют возможность прояснить для себя непонятные моменты, поэтому формат школы диабета играет важную роль в достижении компенсации диабета.

Инна Силенок: Анжелика Геннадьевна, сколько получается у Вас в день принять пациентов по часу?

Анжелика Кошанская: Нормы приема в стационаре нашей больницы кабинета медицинского психолога на 1,5 ставки четыре с половиной единицы в день.

Инна Силенок: Но это достаточно большой объём для психологической работы. Это превышает те нормы, которые есть в Европейских странах.

Анжелика Кошанская: Пока нам дают возможность принимать три человека в день на ставку, позволяя больше времени уделять пациентам. Амбулаторный (поликлинический) прием 4 единицы в день на ставку. То есть человек в час, четыре приема и два часа на обработку документов.

Инна Силенок: Анжелика Геннадьевна, в течение описания, которое Вы делали, Вы несколько раз говорили «в наших исследованиях». Можно немножечко поподробнее об этих исследованиях?

koshanskaya4

Анжелика Кошанская: Сахарным диабетом занимаюсь с 2003 года. В 2007 году я защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас я работаю над докторской диссертацией, а это масштабное исследование. На данный момент выборка составляет около тысячи человек. Помощь в сборе данных ,по пациентам оказывают студенты нашего медицинского университета, выполняя практические задания  Это в рамках изучения дисциплины «медицинская психология». Они тестируют пациентов, обрабатывают данные, собирают, делают выводы и, соответственно, это все уже вводится в большие таблицы, которые подвергаются статистическому анализу. Те данные, которые я приводила сегодня это некий концентрат из тех исследований, которые мы сделали. Нами исследуется эмоционально-личностные особенности пациентов с СД 2 типа: наличие тревожного и  депрессивного состояния, уровень алекситимии, копинг стратегии и т.д.. То есть это большой формат исследования с позиции био-психо-социального подхода. Уже осенью будут подводиться итоги большой статистикой обработки данных. В настоящее время разработали программу реабилитации пациентов с сахарным диабетом, которая состоит из нескольких этапов. Первый этап - психообразование. То есть чтобы человек вник, что это за заболевание и хорошо в нем разбирался, чтобы с позиции индивидуального подхода, пациент понимал все нюансы течения своего заболевания:  зачем он принимает сахароснижающие препараты, как питаться и что ему индивидуально необходимо делать для достижения компенсации диабета. На втором этапе – симптом ориентированный подход, направленный на ослабление симптомов, вызывающих дискомфорт: снижение уровня тревожно-депрессивных проявлений, нормализация ночного сна, улучшение соматического состояния. А на третьем этапе проблемно-ориентированная психотерапия, которая дает возможность не только снять симптом, но и работать с теми проблемами, которые волнуют пациента и удовлетворять его основные потребности.

Инна Силенок: Есть научная деятельность, есть практическая деятельность как медицинского психолога, педагогическая деятельность. Кто Вы в первую очередь?

Анжелика Кошанская: Я думаю, что я сейчас, прежде всего, психотерапевт. На втором месте научная деятельность, но в том году была педагогика, так как была большая нагрузка, занимающая много рабочего времени.  В этом учебном году хотелось бы приоритеты поменять, то есть психотерапевтическая работа на первом месте, наука на втором, и, конечно, педагогику поставить уже на третий уровень. По крайней мере, такие планы. Хотелось бы ускорить работу над диссертацией, т.к. материал собран, надо садиться писать статьи и оформлять саму научную работу. В настоящее время работаю над книгой по сахарному диабету. Она сейчас в макете. И надеюсь, что зимой получиться доработать монографию и отправить в редакцию.

Инна Силенок: Сколько у Вас часов получается рабочий день?

Анжелика Кошанская: с 8 утра до 8 вечера.

Инна Силенок:12 часовой рабочий день. А когда возникает все-таки свободное время, то что Вы при этом хотите сделать? И что получается?

Анжелика Кошанская: Люблю активный отдых. У меня сейчас был отпуск, за многие годы первый раз я взяла две недели полного отпуска, нигде не работала. Неделю посвятила домашним делам, а потом был активный отдых на море, мы съездили в Сочи, в Гагры. Люблю путешествовать, новые впечатления наполняют меня ресурсом.  Вспоминаю с удовольствием нашу поездку в Крым, где мы путешествовали по чудесным историческим местам. Я люблю вот такой формат отдыха, где можно посмотреть новые места, узнать новую информацию от экскурсовода.

koshanskaya3

Инна Силенок: При этом остается какое-то время и возможность почитать что-то для души? Если да, то что хочется почитать и что читаете? Есть какие-то любимые авторы, не научной и не профессиональной направленности, а что-то художественное, может быть публицистическое?

Анжелика Кошанская: Честно говоря, давно не читала художественную литературу. Как-то всё чаще профессиональную. Самое последнее, что было - это Бальзак. Я иногда для души люблю его почитать, он пишет с юмором, и его рассказы имеют глубокий смысл и не теряют актуальность в нашей современной жизни. Самый большой дефицит – это нехватка времени, это пробел на самом деле. А я люблю «поваляться» с книжкой и почитать что-то вне психологии.

Инна Силенок: Любите готовить?

Анжелика Кошанская: Да, конечно

Инна Силенок: Именно как процесс. Не просто, чтоб семью накормить, а как творческий процесс. Что больше любите делать?

Анжелика Кошанская: Да, это творчество. Рецепты сами рождаются в голове. Близким нравиться. Чаще готовлю мясные и овощные блюда, не тортики.

Инна Силенок: Конечно, работа, с сахарным диабетом… Цветы, огород?

Анжелика Кошанская: У нас есть огород, но в основном у меня мама им занимается. Я не огородница, честно, но я делаю, потому что надо, но зато с удовольствием собираю урожай.

Инна Силенок: Анжелика Геннадьевна, если поговорить о развитии психотерапии. Как Вы думаете, в каком направлении она будет двигаться в предстоящее время? Её роль выросла уже даже в нашем русскоязычном пространстве. Благодаря пандемии, поняли, как важно заботиться о состоянии собственной души.

Анжелика Кошанская: Мое мнение, что психотерапия очередной раз переживает кризис, повышается в обществе спрос на психотерапевтические услуги. Я думаю, что в будущем психотерапевтическая помощь будет оказываться всё-таки в рамках психологической модели психологами-психотерапевтами. И статистика об этом говорит, что врачей психотерапевтов на всю Россию две-три тысячи. А психологов 300-400 тысяч как минимум. Психотерапевтические технологии подразумевают формирование психологического мышления у специалиста, которое формируется в процессе обучения психологов. И мне кажется, что возможно медикаментозная помощь будет оказываться больше врачами-психиатрами, а психотерапевтическая помощь именно психологами. Новые модели будут появляться, например, онлайн консультирование, которое я вначале вообще не принимала. Сейчас уже привыкли и адаптировались к этому новому формату, и начали находить преимущества. Потому что консультируешь из разных городов, и это расширяет возможности оказания психотерапевтической помощи. Я так думаю, что и онлайн платформы, и индивидуальное консультирование, и меню психотерапии будет расти. Самое главное, что образованность населения в рамках психотерапевтической помощи уже растёт. Люди начинают уже понимать, что такое психоанализ, что такое когнитивно-поведенческий подход. И пациенты  идут с конкретным запросом, я хочу работать в той или иной технологии. Какой будет запрос от населения, такие технологии и будут набирать обороты. Психотерапия будет развиваться в рамках тех технологий, которые будут оказывать качественную и быструю помощь, потому что в современном мире никто не готов годами ходить на терапию и длительно ждать эффект. То есть это должно быть качественная, быстрая, эффективная с настроем на самопомощь психотерапевтическая технология.

Инна Силенок: Сейчас стало интенсивно развиваться направление текстовой терапии. Что Вы думаете по этому поводу?

Анжелика Кошанская: Мне кажется, это очень утомительно. Ну если кому-то удобно, так, то можно конечно и письма писать. Но самое главное, чтобы помощь была эффективной. Важно повысить уровень качества психологического образования, чтобы в нашей профессии были люди, которые могли бы оказывать квалифицированную помощь.

Инна Силенок: Анжелика Геннадьевна, с Вашей точки зрения, каковы должны быть свойства, качества, черты характера человека, который решил посвятить себя такой профессии как психолог или психотерапевт?

Анжелика Кошанская: На первое место я бы поставила любовь к людям. Это очень важно, потому что без этого невозможно работать с патологией. Люди разные, с разными характерами с разным эмоциональным реагированием, и если не относиться доброжелательно и толерантно к этим особенностям людям, то, наверное, в нашей профессии работать невозможно. Так же важна эмпатия  - это  один из психологических факторов, который должен развивать в себе каждый психолог. Доброта, доброжелательность, желание помочь. Ну и конечно не навредить. То есть помогать и постараться не сделать хуже, то есть иметь внутри понимание своих собственных возможностей и компетенций. Что ты можешь, и чего не можешь. Если психолог сталкивается с психиатрическим пациентом, то необходимо отправить его на консультацию к психиатру, и не надо браться за то, что не в твоей компетенции. Я за то, чтобы психологи разбирались в психиатрии на профессиональном уровне. Сейчас появилось много семинаров «Психиатрия для психологов», чтобы психологи могли выявлять психиатрическую патологию и, могли понимать, с каким пациентом специалист имеет дело.

Инна Силенок: Анжелика Геннадьевна, дайте, пожалуйста, напутствия молодому поколению психологов, студентам психологических факультетов, которые только пришли в профессию вот что бы Вы хотели им пожелать?

Анжелика Кошанская: Уважаемые молодые коллеги, сегодня вам принимать эстафету от старшего поколения психологов. Современная психология нуждается в молодых, умных, энергичных, способных шагать в ногу со временем и отвечать на  вызовы  времени. Если вы думаете, что вы сейчас отучились в университете, и на этом всё закончилось, вы глубоко ошибаетесь. Учиться, и учиться, и учиться, вы будете всю оставшуюся жизнь. Такая у нас профессия. Без обучения и самосовершенствования невозможно работать в нашей сфере. Это то, чему Вы посвятите всю свою жизнь. Это очень интересно познавать себя и помогать другим людям. Желаю вам отличного настроения, душевного равновесия, успехов в нашем ответственном и благородном труде. Интересной Вам  и многогранной жизни! Доброго пути ВАМ!

Инна Силенок: Анжелика Геннадьевна, благодарю Вас за интереснейший разговор!


Интервью взяла Инна Силенок