На единый госэкзамен шли они как на расстрел. Часть 2

Инна Силенок

ege

Продолжим разговор о подготовке ребенка к ЕГЭ.

Как я уже говорила неделю назад https://psygazeta.ru/lesenka/roditelyam/3127-na-edinyj-gosekzamen-shli-oni-kak-na-rasstrel.html, наша задача подготовки ребенка к ЕГЭ сводится к следующим подзадачам:

  • Создание условий для физического и психического здоровья ребенка в период подготовки и сдачи экзаменов;
  • Привлечение репетиторов для подготовки, которые возьмут на себя часть ответственности за уровень готовности ребенка;
  • Ответственность за собственное эмоциональное и физическое состояние.

Для решения первой подзадачи необходимо понимать, что вам потребуется ежедневно выделять время на общение с ребенком по поводу его состояния, мыслей чувств, поддерживать его и помогать ему. Необходимо обеспечить ребенку режим дня, и при этом быть максимально гибкими, потому что, составляя ребенку режим, необходимо руководствоваться его интересами, привычками и пожеланиями и при этом целесообразностью распределения времени, разумным чередованием учебы и отдыха. По поводу отдыха ребенка в семьях в период подготовки к ЕГЭ возникает масса конфликтов. Видения родителями и ребенком того, как нужно ему (ребенку) отдыхать, - не совпадают. Ребенок хочет посидеть за компьютером, или в телефоне, или в планшете, пообщаться в интернете, поиграть в компьютерную игру, а родители считают, что таким образом он себя еще больше утомляет, напрягая зрение, нагружая позвоночник, «загружая мозги», как часто говорят родители на курсе. Конечно, многочасовое сидение в гаджетах явной пользы здоровью не приносит, и в нем при желании можно увидеть немалый вред, но важно помнить, что польза есть, и в первую очередь – эмоциональная. Ведь ваш ребенок от этого получает удовольствие. А это так важно - получать удовольствие от разных моментов жизни. И чем больше таких приятных моментов, тем приятней проживается жизнь в целом, а значит, тем счастливее себя человек чувствует. А когда мы счастливы, то у нас и сил прибавляется, и здоровье улучшается, и успешность возрастает.

Конечно, важно при этом обеспечить ребенку чередование умственной и физической нагрузки и соответственно расслабления. То есть, нужно чтобы ребенок занимался физкультурой или хотя бы ходил побольше пешком, бывал на свежем воздухе, за городом, играл в подвижные игры. Можно придумать много вариантов такого отдыха в сочетании с физической нагрузкой. Важно при этом, чтобы варианты выбирали вы вместе с ребенком, и вариант ему нравился, а иначе это будет не отдыхом, а отбыванием повинности. Вы будете раздражаться по поводу того, как вы стараетесь организовать досуг своему ребенку, а он, неблагодарный, рвется домой за компьютер (что он там не видел?). Иногда компромиссом в такой ситуации бывает взять с собой на природу друзей или приятелей вашего ребенка, - потребность в общении будет удовлетворена, и, вырвавшись на природу, ребята и побегают, и силами померяются, и подурачатся, а значит, физическая нагрузка на свежем воздухе будет обеспечена (лишь бы в гаджетах не сидели, выехав на природу).

Необходимо поддерживать ребенка постоянно, особенно в моменты, когда он теряет веру в свои силы, а в стрессовый период подготовки в сдаче ЕГЭ и во время самой сдачи, такие моменты могут возникать достаточно часто. Здесь очень важно как можно чаще говорить ребенку о том, как вы его любите, и о том, как много он умеет, о том, что у него хорошо получается, в чем он успешен, о том, как состояние успеха можно переносить из одного контекста в другой. Например, напомните ребенку, как он успешно участвовал в олимпиаде, мобилизовался, настроился и правильно выполнил большинство заданий, а теперь можно это же состояние и эти же навыки мобилизации и настройки применить во время сдачи ЕГЭ. Или вспомните вместе с ним, как он выступал на школьном вечере, и его одноклассникам было очень интересно и весело именно благодаря его выступлению. Если вы не уверены в том, что сами сможете достаточно хорошо настроить своего ребенка на успешную сдачу экзаменов, обратитесь к психологу, он профессионально решит эту задачу.

О привлечении репетиторов к подготовке ребенка к сдаче ЕГЭ я писала выше, хочу добавить только, что родителям необходимо постоянно быть в контакте с репетиторами ребенка. Дети устают во время подготовки к ЕГЭ, и даже самые ответственные и трудолюбивые начинают невольно защищаться от перегрузки. Они начинают опаздывать к репетиторам, путать назначенное время, забывать делать домашнее задание, выполнять общественные поручения именно в то время, когда нужно быть у преподавателя. Это является сигналом того, что ребенок получает нагрузку, значительно превышающую для него привычную, и что у вас возникла задача поддержать ребенка, создать ему условия для отдыха, и одновременно с этим усилить контроль за его подготовкой. Здесь очень важно помнить, что жесткие формы усиления контроля в период подготовки к экзаменам могут привести к сбою на экзаменах или ещё до них. Поэтому важно выбрать ту форму контроля, которая будет одновременно и напоминать ребенку о его задачах и обязанностях, и одновременно с этим поддерживать его и снимать у него возникшее напряжение. Здесь очень полезен юмор. Заведите традицию рассказывать друг другу анекдоты. Вспомните забавные ситуации из вашей жизни, когда вы сами готовились к экзаменам, вспомните байки о том, как сдавали экзамены ваши друзья, и расскажите ребенку. Важно поддерживать позитивный настрой и хорошее эмоциональное состояние всех членов семьи, особенно в период подготовки и сдачи экзаменов.

Как вы уже, наверное, заметили, я перешла к третьей задаче родителей в период подготовки к ЕГЭ их ребенка – к ответственности за свое собственное эмоциональное и физическое состояние. И, конечно, не всегда чувства юмора и знания анекдотов и других забавных историй бывает достаточно для того, чтобы в такой ответственный период чувствовать себя хорошо и спокойно. Все то, что я предлагала для детей, необходимо соблюдать и их родителям – режим дня, разумное сочетание работы и отдыха, обязательное пребывание на свежем воздухе. А для стабилизации состояния и уверенности в том, что все будет хорошо, которую можно передать своему ребенку, я предлагаю сделать следующее упражнение. Ниже я привожу технику «Доска почета Вашего ребенка», которая спонтанно возникла у меня на одном из родительских курсов, и которая родилась из техники эриксоновского гипноза Гизбурга М. Р. «Доска почета». Коллеги – психологи или психотерапевты её могут использовать в индивидуальной или групповой работе с клиентами для повышения у родителей веры в своего ребенка и доверия к нему, улучшения их эмоционального состояния. А родители, читающие мою книгу, могут попросить кого-нибудь тихо и медленно прочитать приведенный ниже текст.

Сядьте удобно, закройте глаза, и я предлагаю вам вспомнить альбом с детскими фотографиями вашего ребенка, так, как будто альбом сейчас снова оказался у вас в руках. И вы можете мысленно открыть его на самой первой странице и начинать медленно перелистывать его, рассматривая фотографии вашего малыша, пока вам не захочется остановиться на максимально приятной для вас странице и посмотреть на самую первую из самых приятных для вас фотографию своего ребенка, и снова почувствовать то, что вы чувствовали, когда видели своего ребенка таким, как на этой очень приятной для вас фотографии. Что вы чувствовали тогда? А теперь посмотрите мысленно на находящиеся рядом с этой фотографией другие тоже очень приятные фотографии вашего ребенка.

И если бы сейчас перед вами оказалась доска почета – личная доска почета вашего ребенка, на которой размещаются фотографии за что-то очень хорошее, то какую именно самую раннюю фотографию вы бы поместили туда самой первой? Как бы копируя её из альбома, а может быть, мысленно сфотографировав какой-то очень ранний момент жизни вашего ребенка, которым вы и сейчас гордитесь. Кто-то помещает фотографию самую первую фотографию своего ребенка на доску почета за то, что он родился, кто-то за первую улыбку, кто-то за хороший аппетит или за что-то еще. Иногда мы помещаем самую раннюю фотографию ребенка на доску почета из существующих у нас фотографий, а иногда чуть постарше. Как выглядит эта фотография у вас? Какой возраст ребенка вы захотели отметить на доске почета? За что очень хорошее и важное для вас и вашего ребенка вы поместили эту фотографию? И вы можете снова посмотреть на альбом детских фотографий вашего ребенка и выбрать следующую фотографию и поместить её на доску почета. На доске почета всегда много фотографий, ведь родители каждого человек могут гордиться тем, как он научился держать голову, ходить, говорить, проситься в туалет, самостоятельно кушать и одеваться, складывать из кубиков домик или картинку, одевать куклу, собирать и разбирать машинку, играть с другими детьми, рисовать, запоминать буквы, читать, писать, считать.

А сколько маленьких радостей возникает у родителей, когда их малыши делают что-то новое, необычное, то, чего раньше не умели, и мы можем снова улыбнуться, вспоминая их милые детские шалости, за которые иногда тоже хочется поместить фотографию своего ребенка на доску почета. И тогда у нас возникает доска почета нашего ребенка, где много фотографий дошкольного периода, и мы снова смотрим на доску почета, и нам хочется поместить там первые школьные фотографии своего ребенка, - какие? Как выглядел наш малыш, когда впервые пошел в школу? Какую следующую фотографию вашего ребенка тех времен вам хотелось бы поместить на доску почета? За что вы поместили фотографию вашего восьмилетнего ребенка на доску почета? А теперь поместите фотографию вашего ребенка в девять, теперь в десять лет. А может быть вам хочется за что-то очень хорошее поместить сразу несколько фотографий вашего ребенка. И так вы можете, вспоминая разные очень приятные события в жизни вашего ребенка, которыми вы можете гордиться, поместить на его доску почета еще несколько фотографий, с удовольствием отмечая каждый его год жизни, дойти до сегодняшнего возраста вашего ребенка и поместить его сегодняшнюю фотографию за что-то очень для вас и него приятное и хорошее. И вы можете посмотреть на доску почета и увидеть, как на ней появляются новые фотографии вашего ребенка из будущего, когда он становится на год старше, чем сейчас, на два, на три, на пять на десять лет. Вы можете полюбоваться фотографиями своего ребенка – счастливого, здорового, успешного через пятнадцать, двадцать лет.

Вы можете увидеть фотографии вашего ребенка в окружении его детей – ваших внуков и еще позже, еще спустя годы - в окружении его внуков – ваших правнуков. И это очень хорошие фотографии. И вы можете посмотреть вперед еще на несколько лет – столько – сколько хотите. И все фотографии на доске почета вашего ребенка радуют вас и вызывают чувство гордости. Что бы вы хотели сейчас мысленно сказать вашему ребенку в то далекое будущее, которое вы увидели сейчас на фотографиях, за что бы вы хотели поблагодарить его? Вы можете сделать это прямо сейчас, и побыв некоторое время в состоянии любви и благодарности к вашему ребенку, снова посмотреть на его доску почета, снова почувствовать тепло, спокойствие, уверенность, что все хорошо. Сделать глубокий вдох, выдох, открыть глаза, вернуться из своих мыслей сюда в эту комнату, посмотреть вокруг, и еще некоторое время помолчать, побыть с теми новыми чувствами, которые у вас возникли после этой работы.

Вашей семье предстоит важный и ответственный период – период сдачи вашим ребенком экзаменов. Помните, что вы вместе, доверяйте своему ребенку, и при этом будьте рядом, чтобы в нужный момент поддержать его и дать ему именно то, что ему действительно нужно сейчас.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар